НИС "Витязь" и хомлин Витя.

   В Калининграде около музея Мирового Океана на набережной Петра Великого расположился ещё один хомлин - Витя. Вот он, пришвартовал свой кораблик около борта научно-исследовательского судна “Витязь”:

 Обычно я начинаю свои повествовании о хомлинах с рассказа о месте где они находятся, но я уже писал о музее Мирового Океана, поэтому, чтобы не повторяться, начну сразу с экспоната музея возле которого находится хомлин.

       НИС “Витязь”.

   

       История судна.

   Всё началось в 1939-м году, именно тогда в Бременхафене было спущено на воду грузопассажирские судно “Mars”. Оно предназначалось для обслуживания грузовых и пассажирских перевозок между портами Германии и Испании.

 Начавшаяся 2-я мировая война изменила эти планы, а название судна стало пророческим - в годы войны “Mars” стал военным транспортом. Война пощадила транспорт, и последний свой поход под флагом нацистской Германии он совершил в апреле 1945-го года, увозя беженцев из Восточной Пруссии в порта западной Германии.

   После войны  “Mars” по репарации попал в Великобританию. Судно получило название “Empire Forth”, и на нём был поднят “Union Jack”. Правда через год это судно снова поменяло национальную принадлежность: после пересмотра репараций в 1946-м году бывший “Mars” вошёл в состав флота Советского Союза.

   В том же 1946-м, “вспомнив” свою первую специализацию - грузо-пассажирское, это судно соединило наши балтийские порта с портами Северного моря. Тогда же бывший “Mars” - “Empire Forth” получил новое имя: “Экватор”.

    В тяжёлое послевоенное время, с его минимальными материальными возможностями (очень много сил уходило на восстановление уничтоженного во время Великой Отечественной войны), правительство страны поняло,  что дальнейшее развитие государства невозможно без развития академической и прикладной науки. В 1947-м году при Академии Наук СССР был создан институт Океаналогии. Страна принялась за серьёзное изучение морей и океанов, занимающих большую часть нашей планеты. Соответственно понадобился специализированный флот, способный обслуживать нужды созданного института. Но достаточными средствами для создания новых специализированных судов государство в то время не располагало. Пошли по другому пути - переоборудование уже имеющееся и пригодные для этих целей суда. Вот и стал “Экватор” около причальной стены одной из верфей Ленинграда в 1947-м году. Тогда же ему сменили и имя, его стали называть “Адмирал Макаров”. Перепрофилирование судна закончилось в 1949-м году, но в состав научно-исследовательского флота оно вошло уже под именем “Витязь”. В истории флота России и  Советского Союза это было третье судно с таким названием. На флоте есть такая традиция: имена прославленных кораблей передаются по наследству более современным судам, чтобы новые поколения не забывала о славных делах своих предков. Напомню: на первом “Витязе” совершил свои путешествия Миклуха-Маклай. Вторым “Витязем”, в звании капитана первого ранга, командовал будущий адмирал Макаров. Уже первый поход этого парусно-моторного фрегата стал кругосветным путешествием, а открытия, сделанные им тогда, легли в основу только зарождающуюся в то время океанографическую науку.

   3-й “Витязь” не посрамил славы первых двух. За тридцать лет “работы” как НИС, он побывал во всех океанах Земли, посетил большинство морей, совершил 65 научных экспедиций, во время проведения которых учёные совершили целый ряд открытий, в частности впервые была измерена глубина Марианской впадины, глубочайшего места мирового океана.

   Время шло. Оно не щедит ничего. Не прошло бесследно оно и для “Витязя”, к тому же к концу 70-х годов прошлого века у Советского Союза появилась целая флотилия специализированных НИС. Старое судно, бывший флагман научно-исследовательского флота вывели из состава этого флота в 1979-м году. В память о старых заслугах было решено провести на судне ремонт и установить “Витязь” в качестве музейного экспоната в столице в 1980-м году - в год проведения олимпиады в Москве. Для проведения ремонта НИС пришвартовали на кораблестроительном заводе в Калининграде. Правда вскоре поняли, что хоть Москва и является “портом пяти морей”, но провести туда по рекам морское судно не реально. Так и остался “Витязь” ржаветь в Калининграде. Людская память коротка, в скором времени уже мало кто помнил о былых заслугах этого судна и оно тихо “умирало”. 

   Бурные события, происходившие в нашей стране, с  конца 80-х и в 90-е годы прошлого века казалось полностью поставили крест на старом судне. “Колесо истории” тогда сделало свой очередной оборот, и то что было свято ещё вчера рухнуло вниз, а порицаемое в прошлом становилось как минимум нормой жизни. Но именно в те годы на старое судно стала возвращаться жизнь.

    В 1990-м году был создан в Калининграде музей Мирового Океана, тогда же ему в качестве экспоната были переданы остатки “Витязя”. Трудно даже представить через что прошло руководство музея, когда реставрировали судно в те годы. В 1994-м году, после ремонта, “Витязь” был пришвартован возле одной из набережных Калининграда, став не только первым экспонатом музея, но и весь музей, вместе с администрацией, располагался у него на борту.

   С тех пор прошло тридцать лет. Набережная получила имя Петра Великого, и её полностью занял музей. Этого тоже оказалось мало, теперь у музея есть свои филиалы и не только в области, но и в Санкт-Петербурге. Вдоль набережной стоит целая флотилия из кораблей и судов разного типа, но “Витязь” был первым, он так и остался флагманом, только теперь “музейного флота”.

     Экскурсии на “Витязь”.

  “Витязь” - один из экспонатов музея, соответственно можно подняться на борт и осмотреть судно. Вход сюда платный и цена полного билета сюда - 200 рублей, но есть скидки для детей,студентов, пенсионеров и инвалидов, поэтому желательно иметь документы, подтверждающий тот или иной статус. В коротком рассказе трудно рассказать обо всём что можно там увидеть. Если коротко, то характеристики судна таковы:

Наибольшая длина — 109,44 м

Ширина по грузовой ватерлинии — 14,56 м

Высота борта до верхней палубы

по миделю — 8,75 м

Осадка с полными запасами — 5,86 м

Водоизмещение — 5710 т

Мощность главного двигателя — 3000 л. с

Скорость хода —14 уз.

Рабочие глубины для постановки на глубоководный якорь, траления дна, взятия проб грунта — 11 000 м

Экипаж — 66 чел.

Научный состав — 70 чел.

Эти “сухие” цифры мало что говорят людям далёким от мореходства или судостроения, поэтому немного о том, что ждёт Вас на борту “Витязя”.

   Путешествуя по палубам и коридорам можно узнать историю первых двух “Витязей” и увидеть лаборатории в которых работали учёные этого судна. Увидеть каюты где жили члены экипажа:

и научный состав:

Увидите машинное отделение и главный двигатель судна, при помощи которого “Витязь” “бороздил” морские просторы:

Поднимитесь в ходовую рубку этого судна. Здесь, за “штурвалом”, можно почувствовать себя “старым морским волком”, приведшего это судно в порт. Ну и что, что впереди лежит речная гладь Преголи? Зато кормовой флаг реет на настоящем балтийском ветру, а на коже оседают солоноватые  брызги воды. 

   Бродя по широким коридорам и холлам этого судна:

“проникаешься” удивительным духом эпохи 50 - 70-х годов прошлого века, того времени когда людьми двигала какая-то нереальная жажда познания неизведанного, необъяснимого.  Именно в это время человечество шагнуло в космос и заглянула в глубины океана. Да, НИС, пришедшие “Витязю” на смену, поражают мощью своих энергетических установок, уникальностью научных приборов, но на них нет ауры, если так можно сказать, какого-то “научного романтизма”. “Витязь” же буквально “пропитан” духом дальних странствий в поисках ответов на загадки природы.

   Вот около этого судна и пришвартовал свой кораблик хомлин Витя. 

     Хомлин Витя.

   Этот  хомлин появился в городе 26 июля 2019-го. Его зовут Витя и это уже третье поколение хомлинов Калининграда. Являясь старшим ребёнком Лео и Вари, он унаследовал их черты - романтизм и мечтательность. У маленького хомлина есть ещё одна черта - любознательность. Обладатель этих качеств и место, где пришвартовать свой кораблик, нашёл соответствующее - около НИС “Витязь”, здесь до сих пор ощущаются: романтика морских странствий и тайны океанских глубин, которые ещё предстоит разгадать.

   Одну из таких тайн мечтает раскрыть и наш маленький любознательный хомлин. Как известно хомлины - “янтарных дел” мастера, вот и живут они веками здесь, где находятся самые большие запасы этого камня. О возможностях янтаря хомлины знают многое, но как появился этот тёплый, “солнечный” камень в прохладных водах Балтики? Что это: слёзы бессмертной богини по смертному рыбаку или люди правы и это всего лишь смола деревьев древнего леса, такого древнего, что хомлины его не застали? Если так, то откуда о этом лесе узнали люди - раса более молодая чем хомлины?  Многое предстоит узнать любопытному хомлину, вот он и отправляется в своё путешествие по Океану Знаний на своём кораблике. Пожелаем же ему удачи на этом нелёгком пути.

   Вот  и всё, что хотел рассказать о маленьком хомлине и судне “Витязь”. Если хотите узнать больше спрашивайте в telegram:@olegonac.

Нет комментариев

Оставить комментарий

Отправить комментарий Отменить

Сообщение