Соединение медного и алюминиевого провода.

Обновлено:

   Большинство знают, что соединение медного и алюминиевого провода нежелательно. Медь с алюминием образуют так называемую гальванопару и в результате электрохимических процессов, происходящих в соединении этих металлов в присутствии кислорода и влаги, находящихся в нашей атмосфере, алюминий разрушается. Это в свою очередь ведёт к повышению сопротивления контакта, увеличению тока, нагреву проводника и к возможному пожару. Поэтому при возможности избегайте таких соединений, но этого избежать не всегда удается. Если соединение временное, через несколько часов разберётся и более использоваться не будет, при этом через него будет проходит маленький (относительно сечения проводников) ток, то, вероятно особо "заморачиваться" не следует. На первый план в этом случае здесь выходит хороший механический и электрический контакт проводников между собой и отменная изоляция во избежания короткого замыкания или поражения электрическим током. Из-за малого времени работы такого соединения вряд-ли произойдёт трагедия. Но: будьте внимательны, не переводите временное соединение в "разряд" постоянного! Для долговременного соединения предлагаю два способа, рассмотрим их.

1-й способ.

Для соединения таким способом необходимо: 

  1. освободите проводники как минимум на четыре диаметра винта от изоляции. При помощи плоскогубцев сделайте на проводах "колечки" таким образом, чтобы их диаметр чуть превышал диаметр винта, но между кольцом и винтом не должно быть большого зазора. Лишний провод, чтобы не делать 2-й виток спирали, лучше удалите.
  2. Возьмите винт. Для кабеля диаметром 1,5 или 2,5мм подойдёт винт М6. Для такого винта четыре диаметра приблизительно 25мм. оголенного провода.
  3. Нанесите на винт, а также на шайбы тонкий слой смазки типа ЦИАТИМ, ЛИТОЛ, солидол. Главное требование к смазке: не загустевать от времени или от температуры. В противном случае в пространстве между отдельными частями соединения и "застывшей" смазкой будет конденсироваться влага, которая вызовит коррозию. При отсутствии смазки лучше не проводит "опыты" и делать всё на "сухую"!
  4. Соберите на винте "этажерку" : шайба+алюминиевый провод+шайба+медный провод+шайба. Затяните всю конструкцию гайкой.
  5. Оденьте на получившуюся конструкцию термоусадку и "усадите" её при помощи фена. Чтобы полностью исключить попадания влаги на место соединения термоусадку желательно брать с клеевой основой.

Направление проводов не критичен и производится так как удобно для монтажа. Например так:

Монтаж следует проводить в соединительной коробке.

Это приемлемо если производиться частичная замена электропроводки, но что делать если надо просто "нарастить" обломанный провод, подходящий к розетке или выключателю, в доме где проводка выполнена алюминиевым кабелем? Для этого я предлагаю

2-й способ.

   Алюминий можно паять обыкновенными оловянно-свинцовыми припоями, например марками ПОС - 40 или ПОС - 61. Для скептиков я специально разместил верху фотографию. Правда так паять не надо: провода должны быть залужены по всей длине своего соприкосновения друг с другом, в случае как на фото возникает гальванопара, из-за которой все это и затевается. Фото просто показывает возможность пайки меди и алюминия. Для пайки требуется специальный флюсы например Ф - 64, припой вышеназванных марок, паяльник как минимум на 60 ватт и минимальный опыт в пайке.

   Зачищаем обломанный провод от изоляции до одного сантиметра, если это позволяет длина сохранившегося провода.

   Залуживаем его. Но следует знать, что все флюсы, пригодные для пайки алюминия агрессивны, поэтому избегайте попадания паров флюса на одежду, кожу, слизистые поверхности рта, носа, глаз. Защищайте органы дыхания и зрения! После лужения пожалуйста промойте место пайки большим количеством воды! 

   Как видите использования флюса для алюминия вызывает ряд неудобств, а если старый алюминиевый провод поверх основной изоляции имеет ещё и матерчатую оплётку, применение данного флюса становится проблематично: как аккуратно не работай, материя оплётки пропитается флюсом. Удалить его оттуда будет сложно, это, со временем, приведет к коррозии и как следствие к увеличению сопротивления в месте соединения проводников. Поэтому очень осторожно обращайтесь с данным флюсом при выполнении электромонтажных работ и полностью отказываетесь от него в тех случаях когда последующий доступ к месту пайки будет затруднён или вообще невозможен. 

   Совет для выхода из создавшейся ситуации у меня такой: масло Вашего автомобиля. Подойдёт любое: минеральное, полусинтетика, синтетика. Обильно смажьте им оголённую часть алюминиевого провода и разогретым жалом паяльника, с припоем на нём, начинайте водить по зачищенному алюминиевому проводу. Со временем удастся разрушить оксидный слой, покрывающий алюминий, масло не даст образоваться новому, а припой стечёт с жала паяльника и соединиться с алюминием. Проследите чтобы припой покрыл все место будущей пайки. Будет неприятный запах, придется затратить больше времени чем при пайке при помощи флюса, но используемое масло не агрессивно, как флюс, место пайки промывать не надо, и бояться что контакт начнёт разрушаться через некоторое время тоже не следует. 

   Берём медный провод необходимой нам длины и диаметра, зачищаем его на такую длину, чтобы оголённой частью медного провода можно было совершить несколько витков вокруг алюминиевого. Залуживаем его по всей длине, при помощи обыкновенного спирто-канифольного флюса. Удерживая свободный конец медного провода обматываем этот провод как минимум 2-3 раза вокруг алюминиевого. Производим пайку, должно получиться приблизительно так:

   Осталось заизолировать. Рекомендую термоусадку.

   Почему я рекомендую эти способы? Обратимся к

Немного теории.

   Явление "гальванопары" особо ярко выражается между различными химически чистыми металлами. Какая разница потенциалов на них возникает при этом, при сочетании различных пар можно посмотреть в справочниках. Для сплавов эти значения гораздо ниже. В обоих описанных мной случаях медь и алюминий соединяются не друг с другом а со сплавом. В первом случае со сталью (сплав железа с углеродом), во-втором с припоем (сплав олова и свинца).

    Хочу предупредить: электричество не распознаётся нашими органами чувств: мы его не видим и не слышим. Поэтому работайте только на обесточенных электроцепях. Правильно выбирайте сечения проводников, помните: слишком тонкий, для данного тока, проводник будет греться, а это может вызвать пожар.

   Если возникнут вопросы по данной теме, пишите в комментарии. С удовольствием на них отвечу. Понравилась статья, распространяйте в соцсетях.

Нет комментариев

Оставить комментарий

Отправить комментарий Отменить

Сообщение