Мой отзыв о музее Мирового океана в Калининграде.

Обновлено:

Каждый город мира имеет свой символ, если говорить о столицах, то Москва это Красная площадь, Берлин - Рейхстаг; Париж - Эйфелева башня; Лондон - Биг Бен. Есть они и в меньших городах, правда они менее известны, но они есть, например Регистан в Самарканде или Вавель в Кракове (кстати как связаны эти два совершенно разных города читайте в моей предыдущей статье).

Надеюсь такой "символ" есть и в моём городе. Многие могут решить что Калининград, опять какой-либо рассказ о янтаре… Да, янтарь добывают в Калининградской области и это, насколько я знаю, единственное место его промышленной добычи, но музей Янтаря есть не только у нас, а также в Литве, в Гданьске учат резчиков янтаря, так что это символ быстрее Балтийского моря, а не отдельного региона, а тем более города. Даже в сравнительно далёком от нас Санкт-Петербурге мне предлагали сувенир с берегов Балтики - изделия из янтаря, да и знаменитую Янтарную комнату возрождали именно там да и находится она в Ленинградской области.

Поэтому я хочу рассказать о другом: о музее Мирового Океана. Да, есть в мире города, где стоят более или менее значимые суда для истории, например тот же Санкт-Петербург с его "Авророй", но нигде не представлен целый ряд разноплановых судов, тут и научно-исследовательский суда и плавучий маяк, рыболовный траулер и подводная лодка. Это ещё не всё, есть ещё наземная часть экспозиции, здесь представлены обитатели морских глубин. Сотрудники музея считают, что нашу планету следовало бы назвать не Землёй а Океаном, воды тут больше чем суши, но перестаю толочь воду в ступе и перехожу к рассказу о музее.

В Калининграде, на правом, северном берегу реки Преголя есть набережная Петра Великого. Здесь, в самом её начале и находиться музей. Указ о его основании был издан в уже далёком 1990 году. Всю информацию о музее можно найти на его официальном сайте:

world-ocean.ru

От себя лишь скажу, что цены на билеты тут не запредельны: от 600 рублей за посещение 3-х объектов (больше за один раз Вы не посмотрите) до 200 за один, есть скидки для пенсионеров, студентов, детей. Причём не только России но и стран СНГ. В определённые дни студенты туда могут попасть бесплатно.

Свой рассказ я начну с корпусов, расположенных на берегу, а "выходить" буду по судам. Хочу также отметить, что пространство между отдельными корпусами это парковая зона. Здесь много зелени, стоят скамейки, есть возможность купить мороженое и прохладительные напитки.

Первым корпусом, который Вас заинтересует это:

Главный корпус.

Он не является первым по времени появления, но так как он главный, то начну своё повествование с него. Сразу прошу прощения, что размещаю только фотографии с внешним видом объекта о котором пишу, просто если разместить тут фото всех трехсот рыб и прочих "гадов морских" каких размеров будет статья? А выбрать среди них лучших невозможно, они здесь все красавцы! Немного цифр, которые мне врезались в память: количество основных аквариумов - 14 штук, наполненных как морской так и пресной водой, занимают они площадь более 160 кв. м. Как я уже говорил 300 особей 133 видов всевозможных морских обитателей. Есть ещё 15 малых или санитарных аквариумов, где обитают вновь прибывшие виды рыб. Здесь же представлены прекраснейшие коллекции кораллов, моллюсков и прочих беспозвоночных обитателей морских глубин.

Второй этаж это конгресс-холл. Тут проходят симпозиумы, конференции и вряд-ли будет интересен рядовому посетителю. Если подняться выше то попадаете в башню маяка, более подробно о нём расскажет местный гид или прочитайте на сайте музея, но если Вы будете здесь не забудьте выйти на смотровую площадку. Отсюда открываются прекрасные виды на мой город, в том числе на собор Кнайпхофа, построенного в 1333 году.

Как бы продолжением этого корпуса является фондовом хранилище с выставкой "Глубина", пройдём к нему.

Фондохранилище с экспозицией "Глубина".

Вся экспозиция посвящена показу приборов при помощи которых проводятся исследование морских глубин. Главными экспонатами тут пожалуй являются "Мир - 1" и "Мир - 2", те самые "Миры", которые погружались на Северном Полюсе, изучали Женевское озеро и Байкал, "засветились" во время съёмки "Титаника". Здесь также можно увидеть самый крупный скелет кашалота, известный науке. Перед зданием расположена так называемая "научная площадь", здесь также представлены морские приборы.

Следуя далее ваше внимание непременно привлечёт сувенирный магазинчик под названием "Старый порт",

а пройдя его вы попадёте как бы в Кёнигсберг середины 19-го века. Это

Выставочный корпус "Морской Кёнигсберг-Калининград" и "Пакгауз".

Этот комплекс появился в экспозиции музея в 2007 году.

В Калининграде трудно обходится без знания истории, поэтому и приходится к ней постоянно возвращаться. Современный музей находится на месте, где ещё со средних веков находился Ластадие - комплекс портовых складов. С тех пор они часто горели, но постоянно восстанавливались вначале Кнайпхофом а потом и Кёнигсбергом (о трёх городах Кёнигсберга я писал ранее). После налёта англо-американской авиации в августе 1944 года, которая яростно уничтожила многие гражданские объекты и оставила целыми все три кольца укрепительных сооружений города - крепости Кёнигсберг, это место выгорело полностью. Только сейчас, уже в 21 веке музей смог восстановить старинную причальную стенку, брусчатую дорогу, портовые сооружения. Сейчас тут воссоздана атмосфера порта середины 19-го века. На первом этаже корпуса "Морского Кёнигсберга-Калининграда" располагается отреставрированный корпус старого судна найденного в песках янтарного карьера. На втором этаже расположены временные выставки. "Пакгауз" - единственное помещение в городе, оборудованное по последнему слову науки и техники и соответствует высшим требованиям музейных стандартов. Здесь проводятся крупнейшие российские и зарубежные выставки.

На улице, в этом месте можно осмотреть фонтан "Путтебрунен" скульптура Станиаслуса Кауэра. В годы войны эти "Малыши" стояли возле Кёнигсбергской Гауптвахты, как я уже говорил ни одна бомба авиации союзников ни одного военного объекта не затронула, сохранился и фонтан, после реставрации "Путти", как их стали называть разместили здесь.

Не устали? Здесь можно посидеть, отдохнуть, попытаться решить

знаменитую задачу Эйлера о семи мостах Кёнигсберга, и по совету Канта: "для того чтобы понять мир достаточно прийти в кёнигсбергский порт", понять этот мир, Вы же в порту. Посмеялись, пошутили и отдохнули? Отправляемся далее.

Военно-морская экспозиция.

"Куб воды" - павильон начало военно-морской экспозиции. Здесь представлены коллекции холодного оружия применявшегося в те

или времена, морские награды, детали флотской униформы. Вне помещения находятся всевозможные виды корабельного вооружения,

представлена мини подлодка советских боевых пловцов

и детали кораблей "ушедших на иголки". Главным экспонатом тут пожалуй является самолёт-амфибия БЕ- 12.

Мы же здесь заканчиваем наше "сухопутное" путешествие и ступаем на борт кораблей. Первым это будет

Подводная лодка Б - 413.

Одна из первых серии "Варшавянка". Её тактико-технические характеристики можно запросто "прогуглить", они уже давно не секрет. Все детали лёгкого и основного корпуса, а также корабельные механизмы, приборы и оружие остались теми же какими были в день вывода корабля из состава ВМФ России.

Сейчас здесь проводят экскурсии, для школьников среднего и старшего возрастов предусмотрена возможность проведения квеста, дающего им почувствовать себя подводниками.

Моё мнение об этом корабле: морские суда - это совершенство человеческого творения. Военные корабли - это верх совершенства, даже страшно становится, что такие силы применяются не для улучшения а для уничтожения рода лю́дского. Подплав это элита военного флота любой страны мира. Добровольно лишать себя элементарных удобств, таких мелочей, которых мы не замечаем в повседневной жизни, уходить на месяцы во враждебную, агрессивную для людей среду? Вы на это способны? Когда будете здесь, загляните в любую офицерскую каюту: полностью металлическая камера, полностью занятая приборами, где для человека нет места, по сути люди здесь продолжение механизмов, которые обслуживают. Убедились? А мы переходим на следующие суда:

НИС "Виктор Пацаев".

  Это судно космической связи. Ещё в те времена, когда на орбите кружили наши станции, а не международные, стране была нужна связь с каждой на протяжении всей орбиты. Технические возможности того времени позволяли это сделать, но для этого надо было иметь приёмо- передающие станции на всём земном шаре, вдоль орбит космических аппаратов. За космическими кораблями стали "присматривать" морские суда. Уже с конца пятидесятых годов прошлого века ряд сухогрузов до оборудовались специальными антеннами через которые шла телеметрия с первых искусственных спутников Земли. Затем появились специализированные суда космической связи. Судно "Виктор Пацаев" - одно из таких. Потом в конце 80-х флотилию расформировали, многие суда утилизировали, но ветеран не оставил свою службу, его антенны до сих пор работают в режиме приёма, а для экспозиции открыта лишь малая часть судна. Можно сказать, что с этой земли человек Виктор Пацаев шагнул в космос, а сюда вернулся кораблём.

НИС "Витязь".

Судно с непростой судьбой, оно пережило и лихолетье Великой Войны; и славу научных открытий; и долгое забвение возле причальной стены на судостроительном заводе "Янтарь" и наконец стало экспонатом музея.

Начнём по-порядку. В далёком 1939 году в германском Бремерхафене на воду было спущено грузопассажирское судно "Марс". Должно было курсировать между Германией, Португалией и Испанией, но начавшаяся война дала судну другую специальность - военный транспорт. В январе - апреле 1945 года из Восточной Пруссии в западные регионы Германии на нём ушло более 20 тысяч человек. Потом на нём был поднят флаг Великобритании, и только в 1947 году он вошёл в состав флота Советского Союза. В 1949 году он стал первым специализированным научно-исследовательским судном института океанографии им. Ширшова с портом приписки Владивосток. До 1979 года на нём было совершено 65 научных экспедиций, перечисление одних открытий, совершенных на его борту, заняло бы столько места… Но время шло, стареют и корабли, в 1979 его перегнали на Балтику и в честь заслуг на научном поприще собирались установить на вечную стоянку в Москве. Но сначала московская Олимпиада, потом трудности провода по каналам и рекам морского судна, а потом и Союз "приказал долго жить", короче стал вопрос о сломе судна, и только вмешательство тогда недавно созданного музея позволило сохранить жизнь кораблю. С 1994 красавец "Витязь" является "визитной карточкой" музея.

Будете в Калининграде,поднимитесь на судно, здесь Вы попадёте в атмосферу 50 -60 -х годов, с романтикой морских походов и научных открытий. Вы сможете ознакомиться с результатами научной деятельности всех трёх судов России с именем "Витязь", а если возникнет желание, на борту судна есть гостевые каюты, может удастся в них остановится.

Средний рыболовный траулер.

Как в городе, где в лучшие времена добывалось до 11% рыбы в год (от добычи всей страны) обойтись без показа рыболовного судна?

СРТ - 129 последнее судно данного типа сохранившееся до наших дней. Его история, как и история "Витязя" началась в довоенной Германии. Тогда там строили суда типа "логгер", но работы были заморожены с началом 2-й Мировой войны. Достраивались они в 1947-49 годах и по репарации были переданы в СССР.

Поднявшись на борт не удивляйтесь, да, на таких утлых судёнышках наши предки выходили на первые послевоенные "рыбалки"! Чтобы понять что Вы тут увидите приведу некоторые технические характеристики в сравнении. Длина судна менее 40 метров (длина яхт современных предпринимателей более 100 метров), экипаж - 26 человек, они обязаны были управлять судном, в том числе под парусом! Да, не удивляйтесь, с целью экономии топлива и из-за маломощных двигателей к промыслу шли под парусами. Ну чем не средние века? Забыл сказать: мощность главного двигателя - 300л.с. Владельцы джипов, сколько "лошадей" под капотом Ваших машин? При этом Вам не надо преодолевать сопротивление воды и тащить за собой многотонный трал с уловом. Про навигационное оборудование даже упоминать не буду, просто поверьте, для выхода в заданную точку используя всю эту аппаратуру и найти там косяки рыб надо было быть Мастером. Сейчас таких не делают. Поднимитесь на борт этого судна и Вы начнёте понимать, почему рыбаков считают дважды моряками. Напоследок "вишенка на торт": музей заботится о своих посетителях, поэтому высота фальшборта увеличина в целях безопасности. Это на судне, стоящем на спокойной воде реки и будучи пришвартованным. Каково было рыбакам в открытом море?

С бака СРТ можно увидеть монумент "Пионерам океанического лова". Мне даже страшно подумать, на чём рыбаки выходили в море в далёком 1946 году, если то судно, о котором я рассказал более совершенное и его "молодость" приходится на начало 50-х годов.

Перед монументом стоит фигура Николая - Чудотворца. Издревле в православии он считается покровителем моряков. Здесь он также смотрит в сторону портов Калининграда, как бы благословляя моряков.

Пожалуй всё, о чём я хотел рассказать сегодня. Я не упомянул о ряде экспозиций этого музея по нескольким причинам. Некоторые ещё создаются и закрыты для посещения, другие являются филиалами и территориально удалены от музея. Что-то находится в других районах города, что-то в области, а старейший в мире ледокол "Красин", стоит в Санкт-Петербурге. Я не хотел рассказывать о всём музее, я просто хотел сказать, что в моём городе есть музей, рассказывающий о таинственном, смертельно опасном, но при этом прекрасном и так нам необходимым морским миром. Надеюсь, что после этого рассказа у Вас появилось желание его посетить. Если есть вопросы, задавайте, я многое не рассказал, не хотел увеличивать и так большую статью. Если понравилось, подписывайтесь, у меня в плане много рассказов, в том числе и о Калининграде.

Нет комментариев

Оставить комментарий

Отправить комментарий Отменить

Сообщение